Ислам и военная служба в России.
По условиям добровольного вхождения Башкортостана в состав России в 16 веке, башкиры, сохраняя вотчинное право на землю, местное самоуправление и религию – ислам – должны были нести воинскую службу. Башкирские конные полки принимали участие в Ливонской войне, в освобождении Москвы от польских интервентов в 1612 году, в Азовском походе Петра 1, в Северной войне против Швеции, в Семилетней войне в германии (1756-1763) и других войнах, которые вела Россия. Даже после создания в России армии и флота европейского образца в эпоху Петра 1 башкирские конные полки представляли обычную иррегулярную кавалерию – со своим внутренним уставом, со своим командным составом из числа башкирских же аристократов, тарханов и старшин, со своими мусульманскими священниками, войсковыми имамами. Это объясняется не только желанием государства более эффективно использовать башкирскую конницу, но и слабостью позиций России в Башкортостане в 17-18 веках. Зачастую участие башкир в походах российской армии являлось своеобразной заменой наказания заз их участие в грандиозных восстаниях сотрясавших Башкортостан в 17 начале 18 веках. Эти восстания были бурной реакцией башкир на их постепенное порабощение Российской империей. Башкортостан жил в состоянии перманентного неповиновения в течение трех первых четвертей 17 века. Башкирский тархан (князь) Алдар Исянгильдин, принимавший участие в Азовском походе Петра 1, был идейным вдохновителем и одним из руководителей башкирского восстания 1705-1709 годов. По его приказу были взяты приступом и разрушены многие русские крепости, уничтожены русские селения в бассейне рек Белая, Кама и среднем течении Волги. Он известен также тем, что придавал большое значение строительству в Башкортостане мусульманских школ – медресе, приглашал для работы в них преподавателей из Хивы, Бухары и Дагестана.

В семилетней войне 1756-1763 годов участвовали 15 тысяч башкир в составе 12 полков под общим руководством генерала Апраксина. Башкирские воины проявили храбрость в сражениях при Эгерсдорфе – гроссе вблизи Кенигсберга. Башкирские полки внесли существенный вклад в победу русского войска под руководством генерала Салтыкова над прусским войском в сражении при Куннерсдорфе неподалеку от Франкфурта – на – Одере. В 1760 году генерал Чернышов временно захватил Берлин. Башкирские полки находились в первых рядах русской армии во время штурма и последующего вступления в этот город. Для поддержания порядка в городских кварталах и охраны учреждений Берлина были выставлены башкирские патрули, поскольку исламский запрет на употребление спиртного обеспечивало высокую дисциплину башкирских воинов.

Но не все солдаты-мусульмане в российской армии обладали такой правовой защищенностью в области религии, как башкиры, которые несли службу в иррегулярной кавалерии. По «Штатам армейских фузилерных полков 1765 года», «Штатам полевого пехотного толка 1732 года», «Штатам пехотных полков 1765 года» и т.д. в каждом регулярном полку была предусмотрена должность попа. В сословие государственных крестьян, из которого комплектовалась армия, входили наряду с русскими и татары, придерживавшие мусульманской религии. Татары, как и чуваши и марийцы, служили в русских регулярных частях.

Несмотря на скудность источников о солдатах – мусульманах в регулярных полках российской армии, некоторые представления об их положении получить все же можно. Так, уфимский историк Р.Н.Рахимов приводит архивные материалы, из которых явствует, что в октябре 1741 года солдат Копорского полка, квартировавшего в Петербурге, татарин Микки Заналов подал прошение , в котором говорится, что он решил принять крещение и просит цесаревну Елизавету Петровну быть восприемницей от купели (просьба эта была удовлетворена). Кроме того, Заналов указывает, что в армию он попал в 1737 году рекрутом и что до 1741 года , то есть пять лет, оставался мусульманином. (Прошение солдата татарина //Архив князя Воронцова. Кн. 1.М. , 1870. С. 91.)

Как уже говорилось, башкиры не несли службу в регулярной армии. Но в первой половине и в середине 17 века российские власти уже практиковали в качестве наказания за участие в башкирских восстаниях отдачу в рекруты, в так называемые «остзейские» полки, расквартированные в Прибалтике, и в матросы на Балтийский флот. Французский историк Роже Порталь в книге «Башкирия в 17-18 веках» так пишет о башкирском восстании 1735-1740 годов: «Репрессии, проведение которых было поручено полковнику Алексею (Котломухамету) Тевкелеву, были чрезвычайно жестокими. По всей видимости, этот татарин, перешедший на русскую службу, не испытывал никаких угрызений совести, выполняя отданные ему приказы. Его солдаты сжигали башкирские деревни, истребляли мужчин , женщин и детей, а оставшуюся часть отдавали в качестве крепостных в центральные районы России или отправляли в балтийские полки. В декабре 1735 года Кирилов, отправившийся в Петербург для представления своих планов освоение Башкирии, убедил императрицу план полного истребления башкир, которому он и будет следовать вплоть до своей смерти в апреле 1737 года». По неполным данным, башкиры в 1735 – 1740 годах потеряли в боях и от рук карателей свыше 40 тысяч человек. По свидетельству начальника Комиссии Башкирских дел генерала Самойнова, только в 1737-1740 годах было сожжено 880 башкирских деревень, тысячи женщин и детей отданы ы крепостные, более 500 башкир забриты в солдаты, 300 подверглись порке кнутом и отрезанию носа и ушей. После подавления башкирского восстания 1755 года «тысячи башкир приговорили к наказанию кнутом, к принудительным работам на уральских заводах или в помещичьих владениях в Центральной России, другие отданы в армию или на Балтийский флот. Длинные колонны бывших бунтовщиков потянулись не в Сибирь, куда уходили все каторжане, а на запад, теряя при этом по дороге от изнеможения и болезней ¾ людей. Таким образом, для того, чтобы значительно облегчить проникновение в Башкирию, властями применялось массовое истребление башкирского населения» (Р. Порталь . Башкирия в 17-18 веках).

В связи с введением военно – кантонной системы управления в Башкортостане указом от 10 апреля 1798 года было создано Башкирское казачье войско (полное собрание законов Российской империи. Т25. №18477). В указе говорилось: «Сделать точное исчисление башкирцев, способных нести военную службу , считая по детям от 20 до 50 лет, разделив их по кантонам». Все административные лица кантонов и юрт (команд) становились военными. Из башкир было сформировано иррегулярное войско, разделенное первоначально на 11 кантонов, затем на 12, а в последствии на 28. Каждый взрослый башкир стал казаком, обязанным в любой день оседлать коня и выступить в поход. В случае участия Башкирского войска в походах российской армии оно комплектовало пятисотенные полки, в которых по штатному расписанию предусматривался войсковой имам (полковой мулла). В командный состав башкирского казачьего полка входили 30 человек: командир полка, старшина, 5 есаулов, 5 сотников, 5 хорунжий, квартирмейстер, мулла, 1-2 писаря и 10 пятидесятников.

В 1806-1807 годах в европейский поход Российской армии было отправлено башкирское войско из 20 полков. В войне 1812-1814 годов против Наполеона в составе Российской армии приняли участие уже 28 башкирских полков. В ходе заграничного похода российской армии башкиры проявили храбрость и мужество в сражениях под Лейпцигом, Веймаром, Ганновером, Данцигом в Германии, Шатобрианом и Парижем во Франции. Многие башкирские воины были отмечены за героизм боевыми орденами и медалями. В числе отличившихся воинов были и башкирские женщины. О храбрости башкирских воинов рассказывает в своих воспоминаниях французский генерал де Марбо. Он был поражен бесстрашием башкир, которые, имея только холодное оружие, луки и стрелы, атаковали личный конвой Наполеона и заставили отступить лучшие французские части.

Встреча великого немецкого поэта с башкирскими воинами в Веймаре усилила у философа и поэта интерес к Востоку. Как раз в это время кто – то из немецких исследователей привез для него из Испании Коран. Выполненные прекрасным каллиграфическим почерком строки Корана привели Гете в восхищение. Он даже попытался переписать аяты Корана , хотя, разумеется, арабского языка не знал. Гете распорядился, чтобы ему перевели на немецкий язык Священное Писание мусуьман. Сам он в те дни зачитывался стихами великого иранского поэта Хафиза Ширази в переводе на немецкий язык. И появление башкир в Европе было воспринято немецким поэтом как буквальное пришествие Востока в Веймар. Башкиры исполняли коллективную молитву (салят аль-джамаа) в Веймарской гимназии. На одной из них присутствовал и сам Гете. Возможно , что это была праздничная молитва (салят аль-ид), и поэту захотелось посмотреть на отправление мусульманского обряда богослужения. Среди башкир был один офицер высокого чина, которого они называли принцем. Гете встретился с ним. Когда башкиры посетили Веймарский театр, Гете выступил с приветственным словом, а те, в свою очередь, подарили ему боевой лук со стрелами.

В марте 1814 года башкирские полки были в первых рядах русского войска, взявшего Париж. Все башкирские офицеры и солдаты были награждены Верховным главнокомандующим Российской армии медалями «За взятие Парижа». Как и в германских городах, в Париже охрана наиболее важных правительственных учреждений и дворцов, была возложена на башкирских воинов с учетом их высокой воинской дисциплины, которая поддерживалась не только командирами, но и войсковыми имамами.

С большим сожалением приходится отмечать, что сегодня некоторые люди, далекие от исторического ознания, проявляют совершенно неуместный восторг по поводу проявления башкирами храбрости и мужества в войне против Наполеона. Башкирскому народу перевод его в военно – казачье сословие принес неисчислимые страдания. По приказу царских генералов башкирские части бросали в самое пекло таких кровопролитных сражений, как Бородинская битва 1812 года, «битва народов» под Лейпциогом 1813 года и несли большие потери. Якшигул Янсуров, войсковой имам одного из башкирских полков, отправил из Парижа башкирскому тархану Мусе Кучукову письмо с нижеследующими стихотворными строками: «О провидение, ты разлучило нас с родиной для стенаний.// Сто тысяч бед испытываем мы каждый день, чтобы вернуться в целости.// Мы, уповая на Бога, доверили ему свои головы.// Что удивительного, если небесные ангелы будут нам спутниками?»

В 1862 году башкирское войско и военно – кантонная система управления башкирами были упразднены. Теперь башкиры служили в русских частях, где не было полковых мулл, что чрезвычайно затрудняло им выполнение религиозных обязанностей. Отец известного тюрколога и основателя Башкирской республики Заки Валиди Тогана (1890-1980) башкирский сельский мулла Ахматшах в молодости служил в русской части в Гунибе (Дагестан). Как известно, мусульманину, испытавшему поллюцию (ихтилам) , полагается совершить полное омовение (гусль). Но когда Ахматшах совершал ночью полное омовение, его застал дежурный русский офицер. Не разобравшись, в чем дело, командир части подверг башкирского солдата тяжелому наказанию. Выручил его командир дагестанской роты, забрав Ахматшаха на время в свою часть. Поскольку отец Заки Валиди не знал русского языка, он разговаривал с дагестанским офицером по – арабски, и тот был весьма доволен. Ахматшах, во время службы в Гунибе познакомился с писарем имама Шамиля и вплоть до революции 1905 года переписывался с ним и его братом по – арабски. По окончании службы Ахматшах остался в Дагестане на год и продолжил изучение арабского языка.

Как следует из вышеизложенного, положение солдат – мусульман в Российской армии в 17 19 веках было неоднозначным. Русское командование , разрешая солдатам – мусульманам в регулярной армии исповедовать ислам, тем не менее любыми средствами поощрало принятие военнослужащими – мусульманами православия. Правовое положение военнослужащих – мусульман в иррегулярной кавалерии было несравненно лучше. Государство содействовало исламу, предусматривая должность в башкирских полках должность войскового имама. Тем самым обеспечивалась боеспособность башкирских частей.

Категория: Башкиры в средние века | Добавил: bashkir (2006-08-18) | Автор: Ильшат Насыров
Просмотров: 5915 | Рейтинг: 3.7/14
close